-

Самые изящные барельефы Петербурга

Когда мегаполис может похвастаться глубокой историей, в нем всегда в изобилии обнаруживаются шедевры искусства. Нового гостя Петербург непременно поразит грандиозностью зданий. Архитектура – безусловно, визитная карточка города, ведь это то, что проносится за окошком туристического автобуса. Но что является ожерельем такого зодчества? Жемчугом на его рельефных формах? Это, конечно же, горельефы и барельефы, украшающие массивные стены зданий.

Сталинский ампир, экспрессивное барокко и царственное рококо – излюбленные стили мастеров скульптуры. Практически каждое историческое сооружение города принадлежит эпохе Возрождения. Каменные изваяния инкрустированы лепниной – барельефами и горельефами.

Последние, в отличие от барельефных фигур, практически уподобляются полноценным статуям. Горельефы, как правило, больше чем наполовину выступают из стен. Петербургские стены и подмостки изобилуют подобными изваяниями. Рассмотрим самые изящные и самые популярные из них.

Триумфальные оды

Триумфальная арка Главного штаба

Так называемые летописные барельефы, отражающие то или иное историческое событие, встречаются в Питере чуть ли не на каждом шагу. И, пожалуй, отправной точкой и центром петербургской истории всегда остается Дворцовая площадь. Здесь собрано колоссальное количество достопримечательностей и элементов искусства на квадратный метр. Окруженная стенами Зимнего дворца и Главного штаба, площадь олицетворяет эпицентр, с которого развивалась история Петербурга. Самое популярное здание в городе не лишено рельефного украшения. Триумфальная арка Главного штаба – узнаваемый символ города. Ее самый выразительный элемент – шестерка резвых лошадей, влекущих колесницу с богиней Никой. А на стенах увековеченного триумфа сторожат часовые со щитами. Сторожат уже с 1828 года – даты постройки арки.

Еще один символ превосходства над врагами – Нарвские триумфальные ворота, построенные Стасовым в 1827–1834 годах: снова шестеро коней несут за собой колесницу, а в ней восседает богиня победы. Зеленоватая арка, напоминающая малахит, была построена в память о Бородинском сражении. В нескольких местах ее украшают золотистые надписи о решающих боях тех времен.

Петровские ворота – главный вход в Петропавловскую крепость – также именуют Триумфальной аркой. Изначально ворота были построены из дерева (1707 год). Каменными их сделал итальянский архитектор Д. Трезини в 1716 году. Однако барельеф на воротах до сих пор сохранился деревянный и повествует он о низвержении волхва Симона апостолом Петром. Венчает арку изображение бога Сафаофа, а по бокам библейскому содержанию барельефа противопоставляется мифологический сюжет в виде статуй древнегреческой воительницы Афины.

Дворцовые барельефы

Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Также украшен символическим барельефом фасад Михайловского замка 1798 года постройки. В частности, в треугольном фронтоне главного входа присутствует лепнина мифологического содержания, где изображена богиня истории, записывающая в своих скрижалях славу России. Скульптором барельефа был П. Стаджи.

Ярко-желтое здание на Английской набережной с надписью на фризе «От государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение» некогда было особняком Румянцева. Проект построен в 1740-х годах и по тем временам считался довольно эффектным. Треугольный фронтон содержит горельеф с изображением Аполлона на Парнасе среди девяти муз и их матери Мнемозины, созданный по замыслу скульптора И. Мартоса. Теперь в здании разместился Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Религиозные мотивы

Исаакиевский собор

Не к дворцовым, но все же к величественным барельефам можно отнести фронтоны Исаакиевского собора. Южный фасад содержит барельеф 1839–1844 годов под названием «Поклонение волхвов», где передается сюжет рождения младенца Иисуса и прихода к нему волхвов с дарами. На восточной стороне барельеф под названием «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» повествует о попытке римского императора пересмотреть христианское учение. Северный фронтон изображает сцену «Воскресение Христа», а западный содержит барельеф 1842–1845 годов, описывающий встречу Исаакия Далматского с императором Феодосием, – символ единения духовной и царской власти.

Осмотреть удивительные барельефы питерских зданий труда не составит: множество из них располагаются в историческом центре города, так что можно составить специальный маршрут и прогуляться вокруг Дворцовой площади. Недалеко, на Невском проспекте, удобно остановиться в гостинице ParkInn.

css.php