-

Корабли-музеи: боевое эхо Петербурга

Петербург – мечта любого романтика. Это город ста рек и ста озер, город восьмисот мостов – город, стоящий на воде, словно итальянская Венеция. Здесь дворцовые ансамбли уютно ютятся на набережной Невы, смотрят в зеркальную гладь озер и провожают снующие взад-вперед туристические суда. Однако есть в Петербурге корабли, которые навек пришвартовались в порту и больше никогда не выйдут в открытое плавание. Корабли, чьи истории составляют городские легенды, корабли, которые настолько прекрасны своей стариной, что стали частью питерских декораций и ценными достопримечательностями.

В 17–18 веках в царской России активно строились боевые суда. Многочисленные войны требовали сильной флотилии, и в эпоху Петра Первого строительство судов достигло своего апогея. С тех пор появилась традиция отдавать честь старому военному судну, устанавливая его в качестве памятника.

Летом, в День Военно-Морского Флота, в Петербурге устраивается парад военных кораблей и фестиваль «Алые паруса» с чудесным парусником, словно сошедшим со страниц книги Александра Грина.

Корабли стали визитной карточкой прибалтийского мегаполиса. Через Финский залив к морским воротам Петербурга до сих пор подходят грузовые и круизные лайнеры, а в центре города стоят поржавевшие «посудины», которые в действительности когда-то бороздили океанские воды.

Приносящая дневной свет (Bringer daylight)

Крейсер «Аврора»

Один из таких судов, герой своего времени и ветеран Русско-японской и Первой мировой войны – крейсер «Аврора».

Ледокол «Аврора» – живая легенда, точнее легенда металлическая, но у этого металлического судна была не просто своя жизнь, а настоящая судьба. Бронепалубный корабль построен наподобие английского «Тэлбота». Николай II выбрал название корабля из одиннадцати предложенных – в честь римской богини утренней зари. Наверное, в этом и заключается ирония символического предназначения крейсера. Долгие годы корабль воевал за своего царя, но в 1917 году «Аврора», в конце концов, проявила свой женский характер, подав холостой залп, чтобы сигнализировать о штурме Зимнего дворца. Крейсер стал символом Октябрьской революции и активным участником свержения с престола того, кто дал ему имя.

«Аврора» плавала и участвовала в боях на протяжении почти 45 лет, с 1957 года корабль стал функционировать как музей, а с 2010 был выведен из строя МВФ. Теперь «Аврора» неподвижно стоит у берега Невы, словно намертво вмороженная в русскую историю.

Раскалывающий льды

Ледоруб «Святогор»

В 1916 году был впервые спущен на воду мощный ледоруб «Святогор», точь-в-точь созданный по образу своего предшественника «Ермака». В изготовлении боевого ледокола помогала английская сторона. В 1919 году ледокольный корабль «Соловей Будимирович» отправился на закупку продуктов питания для голодающих в военное время жителей Архангельска, но оказался не в силах пробиться сквозь арктические льды и застрял. Судно дрейфовало почти 4 месяца. Другой ледокол – «Федор Питке» – отправился на помощь, но тоже не смог расколоть арктический лед на своем пути, и только благодаря помощи «Святогора» первый корабль был выведен из западни.

После своего героического действия ледокол отправился в Англию, где пребывал несколько лет, пока советский дипломат Л.Б. Красин не приложил все усилия, чтобы выкупить судно. В 1927 году корабль был назван в его честь, буквально сразу после кончины дипломата. А через год судно вновь отличилось геройским поступком: возвращаясь с Северного полюса, дирижабль «Италия» потерпел крушение, а из всех ледоколов добраться до ледяной пустыни и спасти оставшихся в живых членов экспедиции смог только «Красин».

Теперь легендарное судно является филиалом Музея Мирового океана и вечно стоит на набережной Лейтенанта Шмидта Васильевского острова, напротив Горного института.

Достигающая глубин

Подлодка «Народоволец»

Великой Отечественной войны – торпедная подлодка «Народоволец».
«Родилось» судно в 1927 году на Балтийском заводе. Первые годы оно оттачивало мастерство, совершая переход по Беломоро-Балтийскому каналу и плавая в глубинах подо льдом. Свое первое боевое крещение лодка получила в 1942 году, однако, запутавшись в противолодочных сетях, поставленных немцами, чуть не погибла. Во время противостояния немцам субмарина совершила 12 торпедных атак, участвовала в 4 боевых походах и ликвидировала одно вражеское судно, а после войны продолжала верно служить в составе Балтийского флота. В качестве музея лодка стала работать с 1989 года.

Останавливаясь в Петербурге, не забудьте посетить этих героев, ведь убранство внутри каждой лодки сохранилось во всех деталях, так что перед туристами открывается возможность почувствовать себя частью той истории, тех сражений и побед. А совершить прогулку к лодкам лучше всего, остановившись в отеле Park inn by Radisson Nevsky St. Petersburg.

 

css.php